|
Дисграфия.
________________________________________
Многолетняя педагогическая практика в школе показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.
Пропущенные сроки в коррекционной работе и обучении автоматически не компенсируются в старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению.
Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышает шансы на успех. Коррекционная работа на более ранних этапах развития ребёнка даёт более быструю положительную динамику.
"Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма".
Л.С. Выготский
Современная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7-м году, в процессе осознанного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Расстройство процесса письма обозначают термином ДИСГРАФИЯ.
________________________________________
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
________________________________________
Главным и практически единственным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие в письме специфических ошибок.
К их числу относятся следующие:
- замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию (п-б, с-з, к-г, т-д, ц-с, с-ш, ч-щ и т.д.);
- нарушение слоговой структуры слова (пропуски букв, слогов, перестановки букв, слогов, добавление букв, слогов, разрыв слов);
- нарушение грамматического согласования слов в предложении;
- смешение букв сходных по начертанию (п-и, и-у, л-м, д-б, т-п, к-н и т.д.)
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно-моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для общего развития зрительно-моторных координаций рекомендуется проводить ежедневные занятия продолжительностью 10 - 15 минут.
При выполнении любых заданий важна не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения каждого задания.
Перед началом работы необходимо проверить правильно ли сидит ребёнок, правильно ли держит ручку.
Категорически запрещается многочасовое переписывание домашних заданий. На начальном этапе обучения большие по объёму письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, т.к. эти дети пишут с большим напряжением, а значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большое по объёму, не ограничивалось во времени, а основная задача была – написать букву правильно. Таким детям необходимо терпеливое и внимательное отношение педагога и родителей.
|